Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Любой человек уникален, уникальны и его приоритеты. Для одного ровные стабильные отношения в семье являются нормой, и свое поведение он выстраивает в соответствии с ними. Другой рассуждает иначе: «Зачем я буду сдерживать свои эмоции?! Пусть близкие воспринимают меня таким, какой я есть».
«Что такое хорошо и, что такое плохо», что является приоритетным, что принципиально, что вторично - человек это определяет сам, основываясь на воспитании, которое получил в детстве и собственном жизненном опыте.
Иногда наши жизненные приоритеты бывают ошибочны. Мы уделяем повешенное внимание тому, что не является таким уж важным. Иногда действуем по инерции. Стоит время от времени их пересматривать. Действительно ли, чему мы уделяем повышенное внимание, имеет такую высокую степень важности?
Например, ребенок не поздоровался с вашей приятельницей в поликлинике. Насколько его «проступок» «ужасен» и стоит ли ему читать нравоучения всю дорогу домой: «Воспитанные дети так себя не ведут, нужно было поздороваться… это не так сложно…»?
Но если ребенок не поздоровался с бабушкой, а забрав из ее рук подарок, рванул дальше собирать конструктор, то тут стоит «привлечь его к ответственности» и обрисовать ситуацию, сказать, что так себя вести нельзя.
Перед тем, как начать читать нотации, задумайтесь, насколько происшедшая для вас ситуация важна, стоит ли на ее «разборку» тратить время и силы?
Умение отделять существенное от второстепенного, помогает сохранить здоровую атмосферу в семье и отношения с детьми.
Не стоит наказывать «по прошествии времени», а только «по свежим следам», если наказывать то сразу. Для того, чтобы у ребенка отложилась связь: вот содеянное, вот - наказание. Ребенок в силу малого возраста может позабыть, что он натворил, и потом ему трудно будет связать свой вчерашний проступок с сегодняшним наказанием. Мамины слова о том, что он вчера безобразно вел себя в гостях, поэтому она сегодня лишает его мороженного, могут показаться несправедливыми малышу.
Но с другой стороны, наказывая ребенка, выговаривая ему, нужно думать и о том, чтобы ваши воспитательные меры не отражались на окружающих. Как неприятно смотрятся родители, которые громко выказывают свое недовольство поступком ребенка в общественном месте. Окружающим неловко, а малыш готов сквозь землю провалиться.
Часто мы предъявляем повышенные требования к детям, не делая скидку на возраст. Например, спрашивая адекватное поведение с трехлетки, словно ему уже 7 – 8 лет. Например, кроха в песочнице взял чужие формочки. Мы возмущены, как можно брать без разрешения?! Он не злоумышленник, в его сознании нет еще понимания, что у каждой вещи есть свой хозяин, каждый предмет кому то принадлежит. Он увидел яркие формочки, и решил поиграть. Он пошел за своим сиюминутным желанием.
Иногда мы завышаем серьезность проступка. Родители часто ругают детей за разбитую посуду, испачканную или порванную одежду, сломанные игрушки… А насколько это серьезно? И стоит ли наказывать малыша? Посуду можно купить новую, одежду постирать и зашить, игрушки, жалко… но они и на то созданы, чтобы ребенок играл и развивал исследовательскую деятельность……..
Любое наказание должно идти не от эмоций, сиюминутного настроения, а от взвешенного решения и от того, что мы хотим в результате получить. Не должно быть наказания ради наказания. Само наказание, какую цель несет?
Проступок ребенка - это и показатель того, что мы что – то не до объяснили ребенку, не довели до его разума мысль, что так поступать нельзя. Это повод задуматься, как нам изменить ситуацию.